Железнодорожная перевозка контейнеров из Китая продолжает дорожать. За июль ставки увеличились на 3–7% и превысили $7–8 тыс. Из-за того, что импорт в контейнерах из Китая в несколько раз превышает экспорт из РФ и этот дисбаланс только растет, увеличиваются скопления контейнеров в портах Дальнего Востока и на сухопутных терминалах на погранпереходах. В этих условиях владельцам контейнеров приходится прибегать к стимулирующим мерам: субсидии на возврат контейнера с экспортом из РФ в Китай за год выросли с $1 тыс. до $1,7 тыс.
Ставки на перевозку контейнеров из Китая в Москву железной дорогой с начала года выросли более чем на 50%, подсчитал Центр ценовых индексов (ЦЦИ). В июле стоимость перевозки 40-футового контейнера по маршруту Сиань—Москва выросла на 7% к июню, до более чем $7 тыс. На маршрутах из Шанхая и Гуанчжоу цена выросла на 3–7%, до более чем $8 тыс. Ставки продолжают расти, хотя меньшими темпами, чем в июне, отмечают в ЦЦИ.
Ставка на железнодорожную отправку контейнеров с Дальнего Востока, прибывших туда морем, увеличилась в июле на 14%, до 295 тыс. руб., для 40-футового контейнера. ЦЦИ ожидает роста и в августе. Стоимость морской доставки контейнеров из портов Китая в дальневосточные порты РФ выросла на 11–31%, до $2,2–4,8 тыс., в зависимости от маршрута и типа контейнера.
Как отмечает агентство, приморские и внутренние терминалы Дальнего Востока перестали справляться с входящим потоком контейнеров из Китая, многие склады заполнены более чем на 95%. Проблема коснулась и погранпереходов.
В FESCO сообщали, что импортные контейнерные перевозки из Китая в Россию через сухопутные погранпереходы в январе—июне упали на 10%, до 333 тыс. TEU. На прошлой неделе портал InfraNews писал, что на контейнерном терминале в Забайкальске в ожидании погрузки простаивают 5,5 тыс. контейнеров. Срок ожидания дальнейших внутрироссийских отправок превышает 20 суток, указывают ЦЦИ. Там отмечают, что в июле самой острой проблемой рынка стала нехватка фитинговых платформ под погрузку импортных контейнеров на терминалах Забайкалья и в портах Дальнего Востока.
В ОАО РЖД подтвердили уже обозначенную позицию, что «подача порожних платформ из Сибири и европейской части страны для погрузки контейнеров приведет к неэффективному использованию пропускной способности». Наиболее оптимальным представляется использование вагонов под сдвоенные операции, отметили там. «Одной из возможностей ускоренного вывоза импортных контейнеров с терминалов на погранпереходах могло бы стать использование контейнерными операторами незадействованных фитинговых платформ иных собственников»,— сказали в ОАО РЖД. По данным монополии, только в июне 2024 года со станции Забайкальск было отправлено 906 порожних фитинговых платформ.
Собеседник “Ъ” в отрасли говорит, что проблему на погранпереходах можно было бы минимизировать тем же способом, который был уже применен в портах Дальнего Востока,— перевозкой в полувагонах.
Но, добавляет он, на погранпереходы не распространяются скидки на перевозку контейнеров в полувагонах с дальнейшей перегрузкой на платформы (20,7%), действующие в портах.
В ОАО РЖД “Ъ” не ответили на вопрос, готовы ли расширять скидку для контейнеров в полувагонах на погранпереходы. В компании только сказали, что схема положительно зарекомендовала себя, и заверили, что «готовы оказывать всестороннюю поддержку в организации таких перевозок». Ряд собственников полувагонов уже выразили готовность в предоставлении парка для погрузки контейнеров с импортными грузами со станции Забайкальск с дальнейшей перегрузкой на фитинговые платформы в пути следования, добавили в ОАО РЖД.
Как отмечает ЦЦИ, ситуация с нехваткой порожних контейнеров в Китае (см. “Ъ” от 3 июня) остается тяжелой, однако постепенно стабилизируется. «Участники рынка связывают это с передислокацией контейнеров внутри КНР»,— объясняет агентство. В результате ставки выдачи контейнеров в Китае под перевозку грузов в РФ снизились за месяц на $100–300. Растущий дисбаланс экспорта и импорта привел к увеличению субсидии на возврат экспортных контейнеров в Китай — в Москве до $1,8 тыс. за 40-футовый контейнер, в Новосибирске и Екатеринбурге — $1,5 тыс. Год назад субсидия не превышала $1 тыс.
Ставки аренды фитинговых платформ, по данным ЦЦИ, в июле сохранись на июньском уровне для 40- и 60-футовых платформ (1,72 тыс. и 1,65 тыс. руб. в сутки)., а для 80-футовых выросли до 2,55 тыс. руб. в сутки. Лизинговые платежи за платформы после повышения ключевой ставки до 18% выросли на 250 руб. «Рост стоимости лизинга может сделать его еще менее доступным инструментом для пополнения вагонного парка и привести к росту ставок аренды платформ в условиях их дефицита на сети ОАО РЖД»,— предупреждают в ЦЦИ.