ОАО РЖД, столкнувшееся на фоне роста мировых цен на уголь с лавинообразным ростом заявок на его перевозку и с жалобами на их отклонение, готовится ужесточить контроль. Компания предложила кратно увеличить штрафы для грузоотправителей за непредъявление объемов по принятым ею заявкам. Также монополия хочет ввести лимит на максимальный размер заявки, ограничив его перерабатывающей способностью подъездных путей в местах отправления и назначения. По мнению экспертов, актуализировать меры взаимной ответственности разумно, а вот ограничивать предел мечтаний клиента не следует.
ОАО РЖД 20 июля направило в Минэнерго и Минтранс свои предложения по усилению ответственности грузоотправителей за обоснованность подаваемых заявок на перевозку, следует из письма замгендиректора ОАО РЖД Алексея Шило (“Ъ” видел документ). В Минэнерго и в Минтрансе “Ъ” сообщили, что изучают предложения.
С ростом экспортных цен на основной груз ОАО РЖД — уголь — монополия столкнулась с массовым ростом заявок на перевозку. Как следует из документов ОАО РЖД, хотя в январе—мае перевозки в восточном направлении выросли на 3,3%, объем заявок на перевозку вырос на 39%, до 359,7 млн тонн, и доля принятых упала с 48,4% до 36,3%, или до 130,5 млн тонн. Проблема касается и других маршрутов: о жалобах на неисполнение заявок угольщиков на перевозку на Азово-Черноморские порты “Ъ” писал 19 июля.
Как сообщается в письме, ставки штрафа (10 руб. за тонну, или 50–200 руб. за контейнер) не менялись с 1998 года, в то время как накопленная с тех пор инфляция составляет около 1700%. На свободных направлениях монополия предлагает увеличить штраф в пределах 17 раз и ввести ежегодную индексацию. Что касается лимитирующих направлений, то штрафы на них предлагается определять на договорной основе, возложив формирование перечня «узких мест» инфраструктуры на Минтранс.
Показатель доли согласованных заявок на перевозку грузов не всегда отражает реальную ситуацию с удовлетворением спроса, поясняют в ОАО РЖД. «Ряд грузоотправителей в своих заявках заведомо завышают планируемый к предъявлению объем груза,— говорят в компании.— Так они неправомерно резервируют под себя мощности инфраструктуры, дискриминируя других грузоотправителей и не неся за это практически никакой ответственности». Поэтому ОАО РЖД предлагает повысить ответственность как грузоотправителей за искажение данных в заявках, так и перевозчика — за их выполнение, пояснили “Ъ” в компании.
Но теперь ОАО РЖД в числе прочих мер предлагает нормативно закрепить принцип, по которому объем заявки не должен превышать перерабатывающую способность железнодорожных путей необщего пользования на станциях отправления и назначения. «Перевозчик при планировании исходит из заявленных грузоотправителем объемов грузов, под них резервируются мощности»,— говорят в Минтрансе, отмечая, что перевозчик должен быть защищен от завышения заявки на стадии ее согласования. Однако, отмечают в министерстве, вопрос пересмотра штрафов и особенностей их применения «необходимо решать с привлечением всех заинтересованных сторон».
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что индексация штрафов обоснована, если ответственность обоюдная и санкции соразмерны. Идея по ограничению заявок возможностями инфраструктуры выглядит, по его мнению, странной: «ОАО РЖД работает для клиентов, а они не дети, чтобы им запрещать хотеть». Он полагает, что при снижении спроса на провозные мощности на каком-либо направлении ОАО РЖД стоит стимулировать их загрузку скидками, что обеспечит выравнивание погрузки эффективнее, чем штрафы.