Ru En

Правительство отложило проект до 2022 года

03.11.2020

Несмотря на пожелания угольщиков, правительство решило пока вплотную не заниматься долгосрочными планами развития Восточного полигона. Решение по третьей очереди проекта будет приниматься после 2021 года, и пока в корректируемый комплексный план модернизации инфраструктуры (КПМИ) он не войдет. Угольщики просили уже к 2030 году построить третью очередь БАМа с провозной способностью 260–280 млн тонн. ОАО РЖД исходно реагировало на эти идеи сдержанно, хотя и разработало план расширения до 211 млн тонн. По мнению аналитиков, КПМИ будет пересматриваться еще не раз и возможность включить в него БАМ-3 представится.


Как стало известно “Ъ”, сроки определения судьбы третьего этапа развития Восточного полигона сдвинули на неопределенный срок. Согласно решению, принятому на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова 25 сентября, рассмотрение вопроса состоится после 2021 года, следует из документов ОАО РЖД, которые видел “Ъ”.

Таким образом, мероприятия этого этапа не войдут в федеральный проект «Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона» комплексного плана модернизации инфраструктуры.

На дальнейшем расширении Восточного полигона настаивали угольщики: рабочая группа Госсовета по энергетике предлагала в рамках корректировки КПМИ предусмотреть проработку третьего этапа модернизации с целью увеличения провозной способности к 2030 году не менее чем до 260–280 млн тонн (см. “Ъ” от 28 сентября).

Но в ОАО РЖД заявляли, что эти показатели требуют дальнейшей оценки Минэкономики. По словам замгендиректора монополии Алексея Шило, эти оценки, вероятно, опирались на оптимистичный прогноз Минэнерго и угольную стратегию, но, хотя монополия может инфраструктуру построить, а угольщики — поставить такой объем продукции, нужно понять, способны ли они продать этот объем на внешних рынках.

Тем не менее, в ОАО РЖД проработали третью очередь Восточного полигона с увеличением провозной способности с примерно 182 млн тонн в 2024 году до 211 млн тонн к 2030 году (см. “Ъ” от 1 октября).

В рамках третьего этапа было намечено 183 мероприятия, в том числе строительство 1184 км дополнительных вторых и 674 км главных путей, мостовых переходов через Амур и Енисей, второго Кузнецовского тоннеля и обхода Хабаровска.

В ОАО РЖД от комментариев отказались. Пока монополия работает по первым двум этапам, к 15 ноября в правительство должен быть представлен доклад по анализу стоимости объектов капитального строительства обоих этапов. В 2020–2024 годах инвестиции в БАМ-1 должны составить 55,6 млрд руб., в БАМ-2 — 443 млрд руб.

При этом ОАО РЖД намерено заметно изменить структуру грузопотока на Восточном полигоне, частично заменив основной груз — энергетический уголь — более высокодоходными либо повысить рентабельность перевозок угля за счет изменения географии поставок его на полигон (см. “Ъ” от 22 октября) и тарифных мер (см. “Ъ” от 18 сентября). Так, уже в 2021 году монополия предлагала снизить объем поставок угля из Кузбасса на Восточный полигон на 11 млн тонн относительно этого года. В рамках тарифных инициатив на 2021 год обсуждается подъем тарифов на перевозку антрацита до уровня коксующегося угля, но пока весь комплекс предложений ОАО РЖД с трудом проходит согласование в правительстве (см. “Ъ” от 29 октября и 2 ноября).

Сергей Цивилев, губернатор Кузбасса, 14 августа

Нам надо знать, в каком году и когда именно появятся дополнительные провозные мощности, потому что под это будут идти инвестиции угольных компаний. Они намного выше, чем инвестиции непосредственно в развитие БАМа и Транссиба

Замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук отмечает, что, судя по количеству корректировок в действующий комплексный план и незавершенности работы над его возможным продолжением, нет ничего критического в том, чтобы отложить работу над БАМ-3. При необходимости его впоследствии включат, говорит эксперт, отмечая, что поручения президента, относящиеся к развитию транспортной инфраструктуры, поступают довольно часто и наверняка в связи с этим еще не раз возникнет необходимость масштабных корректировок в КПМИ.

Наталья Скорлыгина



Возврат к списку

Заказ звонка

нажимая на кнопку "Отправить", вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных

Спасибо!

Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Ошибка.

К сожалению, сообщение не удалось отправить. Попробуйте позже еще раз

Онлайн-заявка

нажимая на кнопку "Отправить", вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных