На рынке железнодорожных перевозок есть традиция. В конце каждого года, в преддверии обсуждения в правительстве роста тарифов ОАО РЖД, монополия и ее клиенты начинают перетягивать канат внимания профильных чиновников тревожными письмами.
Вот и сейчас стороны пытаются донести свою позицию до курирующего отрасль первого вице-премьера Андрея Белоусова. Так, «Русская сталь», объединяющая крупных металлургов, 23 октября написала, что на фоне планируемого повышения НДПИ с 2021 года индексация тарифов на порожний пробег вагонов недопустима и приведет к ухудшению состояния и снижению инвестиций в отрасли. Предложение о росте на 4% тарифов на перевозки в контейнерах сделает их неэффективными. Потери участники рынка оценивают в 22 млрд руб. за пять лет.
В ОАО РЖД приводят свои аргументы: договоренности о тарифах с отраслью основывались на согласованных объемах перевозок, но в этом году недополучено более 11% металлургических грузов и более 10% нефтепродуктов, за счет которых субсидируется перевозка низкодоходных грузов, в частности, железорудных. Преференции давались, когда была такая возможность, говорят в монополии, а теперь их надо корректировать.
Кроме прямого содержания дискуссии, в ней интересно следить за позицией самого господина Белоусова, который в этом году в новом правительстве дебютировал в качестве куратора отрасли и до сих пор публично по тарифам не высказывался. А в широких кругах российского бизнеса господин Белоусов знаменит в первую очередь списком собственного имени об изъятии доходов промышленников. Не обошлось без списков и в отношениях господина Белоусова с железнодорожниками. ОАО РЖД по его требованию выслало список компаний, получающих прибыль или убыток от тарифных мер (см. стр.8).
Такое ощущение, что, формулируя предложения для куратора, участники отрасли пытаются нащупать триггер, который наконец на него подействует. История 2018 года со «списком Белоусова» наталкивает на мысль, что для попадания в его фокус внимания полезна поименная конкретика. Неслучайным выглядит и упоминание повышения НДПИ, по поводу которого первый вице-премьер ведет с участниками рынка бурную дискуссию.
На самом деле, полагаю, что действенного инструмента для продвижения позиции в глазах господина Белоусова никто до сих пор не нашел. Люди, знающие его, говорят, что первый вице-премьер может с воодушевлением принять одно предложение, а следующее, от тех же интересантов, разнести в пух и прах. Причем это не нейтральность ради нейтральности и избежания упреков в лицеприятности: раз на раз не приходится, все зависит от фактуры. Из знакомых мне участников рынка, посещавших совещания у господина Белоусова, ни один не был готов предсказать результат. Так и сейчас.